Александр Орлов: « Вершина кузнечного мастерства – холодное оружие».


13072012172

Издавна люди научились добывать железо из болотной руды и обрабатывать его в специальных помещениях-кузницах. Кузнечное ремесло всегда было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами, мифами, преданиями и поверьями.  Многие думают, что кузнечное ремесло кануло в лету,  не интересно, не актуально в век технологического прогресса. Но это не так, кузнечное дело уже давно поставлено в разряд наивысшего искусства.  И я хочу Вас познакомить с  «помощником Гефеста» - Александром Орловым.

DSCF3186

 Александр, кузнецы в стародавние времена считались воплощением силы, сравнимой  только с силой магов, колдунов, шаманов. А почему Вы выбрали эту таинственную профессию?

- Еще в детстве я загорелся желанием сделать кованую розу и эта мысль  « жила» со мной  до той поры пока не  представилась возможность воплотить ее в жизнь. Побывав в кузнице, и прочувствовав все прелести этой профессии, я не смог оставить ее.

19072012182

Вы получили специальное образование?

- Я обучался у нескольких мастеров, работая с ними, рука об руку и познавал тонкости профессии, как говорят «не из учебника».

Где желающие  могут обучиться этому не простому, но от этого не менее интересному ремеслу?

-  В кузнице, где же еще.  Но нужно постараться найти квалифицированного учителя. Я обучался и работал в России, а когда вернулся, стал искать у нас что-то подобное. Но увы, нечего не нашел, кроме, как на западной Украине.  Где обучение, кстати, сказать, стоило баснословных денег.

Что влияет на цену самих изделия художественной ковки, кроме сложности изготовления?

- Желание мастера.

И всё?

- Если изделие очень сложное – мастеру самому становится интересно, ведь оно, скорее всего, будет эксклюзивным.  И тогда мастер заниматься им  ради интереса, а не из-за какой-то выгоды.

1907201218510012012404

Все мастера так «болеют» за свои работы?

- Нет, в основном фирмы занимаются банальным бизнесом, продавая штампованное изделие под видом ручной ковки. Из-за этого изделие теряет свою эксклюзивность и красоту. С каждым ударом молота кузнец придает куску металла  жизнь,  и он  приобретает свою неповторимую историю. В погоне за выгодой все чаще забывают про кузнечное дело, обращаясь к пресс-машинам  и станкам.  

Скажите, в художественной ковке очень много нюансов, которые влияют на внешний вид изделия? Александр, можете их перечислить?

-  Мало того, что изделие должно быть красивым - оно должно быть  еще и практичным. Цвет покраски или его отсутствие, не главное. Главное чтобы изделие гармонично вписывалось в пейзаж, если так - значит в точку.

07052012039

Можно ли в процессе изготовления, проконтролировать качество будущего изделия? Или всё же возникают форс-мажорные ситуации?

- В любом случае,  контролируется  качество изделия  от начала и до конца. Начиная с подборки материала,  заканчивая покраской и монтажом , если  требуется.

Чем Вы ещё занимаетесь, помимо ковки изделий?

- Кузница отнимает очень много времени, так как приходиться совмещать профессию кузнеца, ювелира, краснодеревщика и художника. Здесь очень много своих тонкостей и секретов, которые познать  невозможно и с каждым изделием открывается что- то новое.

Не часто, но все же в Донецке (и не только) проходят различные фестивали кузнечного ремесла. Принимаете ли Вы участие в них?

- Наше руководство сейчас ведет переговоры по этому поводу. Не только для того, чтобы поучаствовать в каком-либо конкурсе, но и для того, чтоб было больше возможностей в плане развития. Мы хотим создать школу кузнечного мастерства, чтоб желающие не только любовались красотой металла, но и смогли сами что-то сделать.

Техника художественной ковки постепенно упрощается, все меньше остается мастеров, которые сумели бы отковать ограду, отреставрировать или просто починить старинные решетки, козырьки подъездов. Вам не кажется, что Ваша профессия уходит в небытие?

- Как  живопись, в не которых случаях, заменила фотография, так и художественную ковку в наше время заменяет штамповка. Всегда были и есть ценители живописи,  всегда есть и будут ценители ручной ковки. Не одна машина не сможет повторить загадочный рисунок дамаска,  не один пресс не сможет сделать цельнокованую розу.

Наиболее оригинальны по рисунку работы, выполненные в стиле русского барокко, который господствовал в архитектуре во второй половине XVII в.  В каком стиле Вы предпочитаете работать?

-Не могу сказать, что я работаю в каком-то одном стиле, всё зависит от материала, с которым работаю, настроения, вдохновения …

Ранее, наибольшую выдумку и творческую изобретательность мастера проявляли  при ковке светцов – первых осветительных приборов. А сейчас какое изделие считается самым трудным?

- Вершина кузнечного мастерства – холодное оружие. Это - клинки, мечи, кинжалы, тесаки, кортики,  и так далее. Взять, к примеру,  булат или дамаск над этими сталями до сих пор витают легенды и мифы и секрет их не раскрыт полностью.

IMG_0004

 Александр, знаю, что для кузнечных работ необходимо  большое количество различных инструментов. Но какой инструмент можно считать самым важным?

- Руки мастера Но алтарем кузницы всегда считался горн в котором и проходят все таинственные процессы,  а так же  молот и наковальня - без которых не обойтись.

Все кузнечные работы относятся к работам повышенной опасности, предъявляются ли к одежде кузнецов особые требования?

- Есть техника безопасности, которая обуславливает определенный вид одежды, но в ней очень сложно работать.

В старину, обязательным атрибутом внешнего вида кузнеца была борода. Как Вы думаете, почему?

- Бороду в то время носили все, но кузнецы ею пользовались для определения температуры нагрева металла. В кузнице царил полумрак, что помогало знать температуру по цвету свечения,  который « искрил» -  по бороде. По тому, как закручивались волоски, он точно мог определить температуру.

Чтобы Вы хотели сделать в ближайшее время?

Мне хотелось бы поделиться своими знаниями, умениями, мастерством с теми, кому это интересно. Чтобы не только одному заниматься этим редким ремеслом, но и видеть как другие с твоей помощью, делают первые шаги в занимательный мир ковки.

                                                                                              Евгения Мартынюк