Как рассказать ребенку о войне? Советы психолога

Даже взрослым это сложно и трудно. Как объяснить, почему начинается война? Как рассказать о причинно-следственных связях, повышенной агрессии? И сделать это на понятном ребенку примере, не травмируя его. Ольга Малая, психолог Гуманитарного штаба Рината Ахметова, советует объяснять детям, что такое война при помощи сказки.

«Я долго думала, как бы я могла рассказать о войне своей дочери. И вспомнила о детской сказке «Три поросенка». Два беспечных брата хотели получать от жизни только удовольствие, не задумываясь о собственной безопасности. Но опасность пришла к ним в обличии злого волка. Хорошо, что у них был третий брат, умный и заботливый. Он знал об опасности,  и  думал, как от нее можно уберечь себя и своих братьев. Так и в жизни, беспечность и безразличие может привести к беде. Когда во время войны под угрозой судьбы миллионов мирных жителей, важно, если о них есть, кому позаботиться», – комментирует Ольга Малая. 

Сказка нужна для подготовки ребенка к реальности. Читая ее важно обсуждать и делать акценты в нужных местах. Отрывки из сказки «Три поросенка» с пояснениями психолога представлены ниже.

По сюжету сказки мы помним, что преодолеть опасность поросятам помогли определенные внутренние ресурсы. По словам психолога, именно на них необходимо акцентировать внимание и объяснить ребенку, насколько важно обладать этими качествами. Герои сказки:

  • умели определять и выражать свои чувства: страх, радость
  • знали, что нужно делать для своей безопасности: строить дом, убегать, прятаться, защищаться
  • были физически подготовлены: могли быстро бегать, играть, носить камни
  • умели работать и отдыхать
  • умели просить и оказывать помощь
  • были уверены в себе

«У этой сказки хорошее завершение. И мораль такова, что есть люди, которые в беде могут помочь. Чаще это родные и близкие, иногда это совсем незнакомые люди, которые в дальнейшем становятся близкими. Они готовы открыть свои сердца и двери своих домов, уберечь от несчастья, – говорит Ольга. – После прочтения сказки расскажите ребенку, что война – это опасность. И что бывает страх и бессилие во время войны. Остановить войну мы не может, мы можем уберечь себя. Расскажите ребенку о безопасных местах, о том,  что нужно делать, когда страшно и опасно (нужно прятаться, обращаться за помощью к взрослым)».

Психолог приводит примеры ответов на самые распространенные детские вопросы о войне:

  • «Что будет с человеком, если в него будут стрелять?» Ответ: нужно рассказать, что человек может быть ранен. Не нужно подробно объяснять, достаточно напомнить о ссадинах, синяках и ушибах, которые были у малыша. И сказать, что человек может погибнуть, умереть.
  • «Где живут люди, когда их дом разрушен?» Ответ: они переезжают в другие дома.
  • «Кто им помогает?» Ответ: другие люди.
  • «Кто воюет?» Ответ: военные.
  • «А мы кто?» Ответ: мы – мирные жители.
  • «А как война заканчивается?» Ответ: люди договариваются между собой и прекращают воевать.

«Детям любопытно, как начинается война и почему. Каждый ребенок знаком со словом «драка». Можно рассказать, что война – это большая драка. И люди дерутся не кулаками, а стреляют из оружия друг в друга, разрушают дома. Отвечайте на вопросы детей честно. Стройте простые предложения. Делитесь своими знаниями и опытом», – говорит Ольга Малая. 

Отрывки из сказки «Три поросенка» с комментариями психолога

Жили-были на  свете три  поросенка.  Три брата.  Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. (Комментарий психолога: взрослые поросят обучили самостоятельной жизни, и они умели жить отдельно).

Даже  имена у  них  были  похожи.  Звали поросят:  Ниф-Ниф,  Нуф-Нуф  и Наф-Наф.  Все  лето они кувыркались в  зеленой траве,  грелись на солнышке, нежились в лужах. (Знали, что окружающий мир добрый, приносит радость и удовольствие. Умели радоваться).

Вот наступила осень. Солнце  уже  не  так  сильно  припекало,   серые  облака  тянулись  над пожелтевшим лесом.

- Пора нам  подумать о  зиме,  –  сказал как-то  Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром.  -  Я  весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом, и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. (Знают, что нужно заботиться о себе, и как. Им об этом рассказали взрослые).

Его  братьям  не  хотелось браться  за  работу. (Беспечность, невнимание к своей безопасности).

И только тогда,  когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья, взялись, наконец, за работу.

Ниф-Ниф решил,  что проще и скорее всего, смастерить дом из соломы. Ни с кем  не  посоветовавшись,  он  так и  сделал.  Уже к  вечеру его хижина была готова.

Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик. Он  старался скорее  покончить с  этим  скучным  и  неинтересным делом. Сначала,  так же как и брат, он хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил,  что  в  таком доме  зимой будет очень холодно.  Дом  будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев.  Так он и сделал. Он  вбил в  землю колья,  переплел их прутьями,  на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.

Наф-Наф  вот  уже  несколько дней  был  занят постройкой.  Он  натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза. Он  сделал в  доме  тяжелую дубовую дверь  с  засовом,  чтобы  волк  из соседнего леса не мог к нему забраться. (Поросята знали, что в окружающем мире есть опасность для их жизни – волк. И спрятаться от него они смогут в безопасном месте – доме. Они были обучены строить дома, разные по степени безопасности).

- Какие здесь могут быть волки? – сказал Ниф-Ниф.

- Никаких волков нет! Он просто трус! – добавил Нуф-Нуф. (Иллюзия, что волка здесь быть не может, потеря осторожности и внимательности).

И вдруг они увидели настоящего живого волка!

Он стоял за большим деревом,  и  у  него был такой страшный вид,  такие злые глаза и  такая зубастая пасть,  что у  Ниф-Нифа и  Нуф-Нуфа по спинкам пробежал холодок и тонкие хвостики мелко-мелко задрожали. (Описано проявление страха).

Бедные поросята не могли даже пошевельнуться от страха. (Шок).

Волк приготовился к прыжку,  щелкнул зубами,  моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек. (Поросята помнили, что волк – это опасность, и нужно убегать и прятаться. Их этому научили взрослые).

Дальше идет описание, как соломенный домик не спас поросенка от опасности, а его спас брат, приютил в своем доме.    

Ниф-Ниф  и  Нуф-Нуф испуганно поглядели друг на  друга.  Но  волк очень устал и потому решил пойти на хитрость. (Угроза на время ушла. Поросята почувствовали себя в безопасности, смогли расслабиться и отдохнуть).

Когда поросята совсем успокоились,  волк взял овечью шкуру и  осторожно подкрался к дому.

У дверей он накрылся шкурой и тихо постучал.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень испугались, когда услышали стук.

- Кто там? – спросили они, и у них снова затряслись хвостики.

- Это я-я-я - бедная маленькая овечка! – тонким, чужим голосом пропищал волк. – Пустите меня переночевать, я отбилась от стада и очень устала!

- Пустить? – спросил брата добрый Ниф-Ниф.

- Овечку можно пустить! – согласился Нуф-Нуф. – Овечка не волк! (Беспечность)

Когда поросята приоткрыли дверь,  они увидели не овечку,  а все того же зубастого волка.  Братья захлопнули дверь, и изо всех сил налегли на нее, чтобы страшный зверь не смог к ним ворваться. (Борьба с опасностью).

Волк очень рассердился.  Ему не удалось перехитрить поросят! Он сбросил с себя овечью шкуру и зарычал:

- Ну, погодите же! От этого дома сейчас ничего не останется!

И  он принялся дуть. Дом немного покосился. Волк дунул второй,  потом третий, потом четвертый раз. С крыши слетали листья, стены дрожали, но дом все еще стоял. И,  только когда волк дунул в  пятый раз, дом зашатался и  развалился.

Одна только дверь некоторое время еще стояла посреди развалин. (Описание разрушений).

В  ужасе бросились поросята бежать. От  страха у  них отнимались ноги, каждая щетинка дрожала, носы пересохли. (Описание страха). Братья мчались к дому Наф-Нафа. Волк  нагонял их. Один  раз  он  чуть  не  схватил Ниф-Нифа за заднюю ножку, но тот вовремя отдернул ее и прибавил ходу. (Убегают от опасности).

Брат быстро впустил их в  дом (Спасение поросят). Бедные поросята были так напуганы,  что ничего не могли сказать. Они молча бросились под кровать и  там притаились.

Наф-Наф сразу догадался, что за ними гнался волк. Но ему нечего было бояться в  своем  каменном доме. (Уверенность в своей безопасности).

Три брата,  три маленьких поросенка,  глядели волку вслед и радовались, что они так ловко проучили злого разбойника. (Проявление своих эмоций).

С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей (Семья – опора для взрослых и детей).