Болевые точки Донбасса: новая гуманитарная карта потребностей от Штаба «Поможем»

Гуманитарный штаб Рината Ахметова представил обновленную Гуманитарную карту Донбасса, которая отображает нужды жителей зоны АТО и вынужденных переселенцев. В ее основе – исследование Киевского международного института социологии (КМИС).

В рамках круглого стола на тему «Год после начала конфликта: Гуманитарная карта потребностей мирных  жителей Донбасса и блокирование гуманитарной помощи» результаты исследования обсуждали представители Гуманитарного штаба, Всемирной продовольственной программы, ООН, Международного Красного Креста, представитель Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка, правозащитники, представители общественных организаций.

Уровень потребностей людей в городах, неподконтрольных Украине, остается высоким. Согласно данным исследования, 52% опрошенных нуждаются в медикаментах,  41% – в продуктах питания, 34% – в бытовых товарах. Самая проблемная ситуация – в Стаханове, Ровеньках и Дзержинском. В Стаханове 80% опрошенных заявили, что нуждаются в питании, медикаментах, средствах гигиены,  – сообщила эксперт КМИС Дарина Пирогова во время презентации социологического исследования.

62% жителей, проживающих на неподконтрольных территориях,  считают, что жить трудно, но можно терпеть, 32% жителей отметили, что в их населенном пункте ситуация за последнюю неделю ухудшилась, что связано с активизацией боевых действий.

По  данным исследования, 29% жителей из 27 городов  покинули свои населенные пункты.

Одним из новых аспектов исследования стал блок вопросов о психологическом состоянии людей проживающих на неподконтрольных территориях.93% опрошенных пережили травмирующее событие с момента начала конфликта на Донбассе и жалуются на хотя бы один симптом, который может быть связан с психологической «травмой войны». 

«Гуманитарная карта помогает увидеть болевые точки и потребности людей. Именно туда мы направляем помощь. Мы там, где наши земляки, это философия Гуманитарного штаба», – подчеркнула Римма Филь, координатор Гуманитарного штаба Рината Ахметова.

«Все международные организации и Штаб столкнулись с тем, что в течение 15 дней не могли доставить помощь мирным людям через линию соприкосновения. Мы еще раз повторяем, что нужны четкие и прозрачные правила доставки помощи, нужен отдельный пункт пропуска для гуманитарных грузов», – заявила она.

С мнением координатора Гуманитарного штаба согласны и в УКГВ ООН. «Вопрос доступа помощи остается актуальным. Чтобы помощь оказывалась своевременно, необходимо несколько коридоров, также необходимо упростить процедуры оформления гуманитарной помощи. Мы надеемся, что в ближайшее время будут внесены изменения  в нормативные акты», –  подчеркнул представитель Управления по координации гуманитарных вопросов ООН Александр Овдиенко.

Впервые Гуманитарную карту потребностей жителей Донбасса штаб "Поможем" представил в октябре 2014 года. С момента создания первой карты было проведено 5 исследований. 

Сегодня спрос на гуманитарную помощь на неподконтрольных Украине территориях Донбасса растет. Об этом свидетельствуют участившиеся обращения мирных жителей в Гуманитарный штаб, отмечают в пресс-службе. 

Если ранее на горячую линию Штаба звонили 1,5-2 тысячи человек в день, то в последние дни количество звонков увеличилось до 13 тысяч. Также увеличилось количество запросов через онлайн-помощник сайта – с 200 обращений в день до 3 тысяч.

«Рост количества обращений за помощью начался после 3 июня, когда автоколонна Гуманитарного штаба Рината Ахметова впервые не смогла пересечь линию соприкосновения. Но даже через две недели, когда машины все-таки смогли проехать в Донецк и доставить продукты, количество звонков и обращений через онлайн-помощник сайта не уменьшилось, а продолжает расти. Жители неподконтрольных Украине территорий очень обеспокоены сложившейся ситуацией. Они бояться остаться без наборов выживания»,– рассказывает Оксана Крючкова, руководитель Горячей линии Штаба.

Главные вопросы, которые сегодня волнуют мирных жителей зоны АТО, – это даты открытия неработающих пунктов и график выдачи наборов выживания. Кроме этого, получатели помощи задают и стандартные вопросы о том, каким категориям граждан полагается гуманитарная помощь, какие пункты выдачи работают сегодня, что входит в состав продуктового набора, как подать заявку на адресную медицинскую помощь и т.д.

Напомним, существует три способа получить ответы на эти и другие вопросы:

Потребность в гуманитарной помощи не исчезнет и после окончания боевых действий. Об этом свидетельствуют данные исследования Киевского международного института социологии (КМИС), проведенного в начале июня 2015. Жители неподконтрольных Украине территорий Донбасса считают, что после войны необходимость в оказании гуманитарной помощи будет возникать в первую очередь. На втором месте – восстановление и ремонт жилья, других сооружений и инфраструктуры, на третьем – обеспечение рабочими местами. 

«Мы считаем, что ситуация  на Донбассе крайне ухудшилась в последнее время – по обе стороны линии соприкосновения гибнут люди, разрушена инфраструктура, существуют проблемы с различными коммуникациями. Мы тесно сотрудничаем с украинским Красным Крестом, но я вынужден признать, что нам трудно соответствовать вновь возникающим потребностям и проблемам мирных жителей Донбасса. Поэтому считаю, что в настоящее время гуманитарная помощь благотворительных организаций крайне важна», – заявил глава делегации Международного Красного Креста в Украине Николас Флери.

Гуманитарная карта ситуации и потребностей Донецкой и Луганской областей была разработана по заказу Гуманитарного штаба Рината Ахметова и «Допоможемо ТВ».  В основе карты – данные социологического исследования КМИС, проведенного 2-14 июня 2015 года. Был опрошен 2101 респондент.