Несмотря на войну, более 90% жителей Донбасса не хотят покидать родной дом, – социологи

Абсолютное большинство людей, проживающих на территориях Донецкой и Луганской областей, не планируют уезжать.  К ним прибавились и 12% переселенцев, вернувшихся домой. Такие данные исследований Киевского международного института социологии (КМИС) прозвучали во время презентации обновленной Гуманитарной карты потребностей Донбасса. 

Количество уехавших с марта почти не изменилось. Из 2,9 млн. жителей 27 городов Донбасса выехало примерно 850 тысяч (29%). Об этом заявил генеральный директор КМИС Владимир Паниотто во время круглого стола "Год после начала конфликта. Гуманитарная карта потребностей мирных жителей Донбасса"", инициированного Гуманитарным штабом Рината Ахметова и "Допоможемо ТВ".

"93% не хотели бы покидать место жительства. Еще 4% хотели бы, но не могут, и только 1% планирует выехать. Со временем все меньший процент респондентов заявляет о своем желании уехать из населенного пункта. По сравнению с декабрем, количество тех, кто не хотел бы уехать, выросло на 9%", – рассказала Марина Шпикер, научный сотрудник КМИС.

Исследования Гумкарты показывают, что со временем  все меньшее количество опрошенных планируют свой отъезд. А те, кто хотел бы уехать, хуже себе представляют, куда именно.

"Те, кто хотел бы уехать, в июне по сравнению с мартом, имеют менее определенные планы о направлении отъезда – 34% не знают, куда они собираются мигрировать. Те, кто знают, чаще предпочитают Украину (28%) или другое место в пределах Донбасса (9%). В Россию переехали бы 19%", – отметила Шпигер.

В июньской волне опроса впервые исследовались особенности миграции тех, кто переезжал, но все-таки вернулся в свой населенный пункт. Среди опрошенных 12% уезжали из города сами или это делали члены их семей.  Анализ ответов этих 12% показывает, что переезд носил преимущественно краткосрочный характер: 79% из них уезжали на срок до 3 месяцев. Люди старшего поколения изначально планировали переезд только на время проведения активных боевых действий, молодежь – на длительный период.

"Основные причины возвращения – прекращение активных боевых действий (31%), отсутствие денег для оплаты жилья (27%) и опасения за оставленное имущество (24%), – рассказала Дарина Пирогова, научный сотрудник КМИС. – Кроме того, переселенцы столкнулись с трудностями при устройстве на новую работу, дискриминацию со стороны работодателя, немотивированные штрафы  и уменьшение зарплаты, что существенно снизило уровень жизни на новом месте".

Примечательно то, что люди возвращаются, несмотря на эскалацию военного конфликта на Донбассе и серьезные трудности в быту. Вот какие проблемы  они назвали главными, после своего возвращения домой: отсутствие вакансий и высокая конкуренция, задержки зарплат на работающих предприятиях, высокие цены на продукты питания и медикаменты, необходимость экономить на каждой покупке, пропускной режим с Украиной.

"Чем в этой ситуации могут помочь благотворительные волонтерские организации и государство? Вернувшиеся переселенцы говорят о том, что были бы рады одноразовой материальной помощи и обеспечению строительными материалами на восстановление жилья. Также актуальны консультации и помощь в оформлении пропусков", – уверена Дарина Пирогова.

Данные карты используются министерствами и ведомствами, украинскими и международными организациями, волонтерами.

"Я могу сказать, что мы используем эти данные  и за предыдущие периоды, – комментирует Максим Доценко, начальник отдела гуманитарной помощи министерства социальной политики Украины. Это однозначно. Это очень важная информация, которая используется не только нашим отделом гуманитарной помощи,  но и практически всем министерством. Потому что там есть масса вопросов по переселенцам, по потребностям. Поэтому и эти данные будут использоваться однозначно. С нашей стороны абсолютное содействие и фонду Рината Ахметова. Мы понимаем, что вы делаете, очень благодарны за эту работу".

Гуманитарная карта потребностей мирних жителей Донбасса была разработана по заказу Гуманитарного штаба Рината Ахметова и "Допоможемо ТВ".  В основе карты – данные социологического исследования КМИС, проведенного 2-14 июня 2015 года. Был опрошен 2101 респондент.