«Господь будет хранить Макеевку до скончания века!» - святой Илия Макеевский

17 апреля для верующих жителей Макеевки - особая дата. В этот день вспоминают святого преподобного Илию Макеевского.

Именно этот день выбран неслучайно. В Страстную Среду 17 апреля 1946 года, в возрасте 109 лет, схимонах Илия мирно преставился о Господе. Хоронили схимонаха Илию в Великую Пятницу 19 апреля 1946 года.

8 мая 2012 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации святого преподобного Илии.

Схимонах Илия (Ганжа) еще при жизни прославился среди местных жителей своими добрыми делами, особой прозорливостью и большой любовью к Богу.

Прожив более 100 лет, старец еще во времена Великой Отечественной войны предсказывал будущий расцвет и величие этого края. Последние 19 лет своей жизни старец провел в Макеевке, был духовным наставником многих верующих.

Сегодня мощи святого Илии покоятся в Свято-Георгиевском соборе Макеевки.

Житие Преподобного Илии Макеевского

Преподобный Илия, схимонах Макеевский (в миру Илья Яковлевич Ганжа), родился в 1837 году в пос. Макеевка Миусского округа Области Войска Донского (ныне город Макеевка).
Сведений о жизни подвижника, полученных из рассказов очевидцев, немного - да и то они касаются последних 19 лет его жизни. В пятнадцатилетнем возрасте он покинул отчий дом, как он сам однажды сказал: «Пошел искать святые места - теперь вернулся сюда умирать».

О том, где преподобный принял монашеский постриг и как провел 90 лет своей жизни, известно одному Богу. Но дивные дела, которые явил миру Господь в последние годы жизни старца, свидетельствуют о долгих годах его духовной борьбы со страстями и соблазнами. 

О своей подвижнической жизни он никогда не рассказывал. Лишь однажды поведал, что была у него келия в очень труднодоступном месте и еду туда на верёвке нужно было подавать.

Известно, что долгие годы схимонах Илия подвизался в Ильинском скиту Святой горы Афон, откуда предположительно в начале XX века перебрался в Киево-Печерскую Лавру.
Революция 1917 года и последующие гонения на христиан изменили привычный уклад подвижников благочестия. Для многих начинается путь исповедничества за имя Христово, странствования и старчества. После организации безбожниками в 1926 году на территории Лавры музея монашеская община стала постепенно вытесняться из монастырских владений, а в 1930 году Лавру закрыли.

Появился схимонах Илия в родной Макеевке в 1927 году и посещал в то время Свято-Троицкий храм села Калиново на окраине города, а после закрытия храма в 1936 году перебрался в город. Проживая в городе, старец почти до конца жизни не имел собственного жилья, из имущества имел только иконы и книги Священного Писания. Его приютом становилась то одна, то другая семья верующих макеевчан. В некоторых домах он проживал подолгу, а в других - по два, по три дня. Вызвано это было тем, что к нему многие приходили за советом, наставлениями, что вызывало раздражение богоборческой власти. Поэтому в домах, где жил старец, бывали и нежеланные гости - милиция и люди из НКВД, появление которых грозило неминуемой бедой.

В один из таких визитов, когда, казалось, старца вот-вот найдут, он стал за занавеской, которая прикрывала одну из комнат, при этом сказал хозяевам: «Вы только не говорите обо мне, и не волнуйтесь - никто сюда не зайдёт». И действительно, милиционер осмотрел всё внимательно и под стол заглянул, а к тому месту, где находился старец, даже не подошёл.

Старец главным в жизни считал молитву. Сам он молился много, молился и по ночам: ежедневно читал Евангелие, акафисты, Псалтирь. На ночную молитву поднимал и домочадцев, причём часто и детей. Когда отдыхал на лавочке перед домом, пел псалмы. Учил он молиться и тех, кто приходил к нему, и тех, у кого жил. Кроме того, неукоснительно ходил в храм. «В воскресенье и праздники дома не сиди, в храм иди - и всё будет у тебя хорошо!» - наставлял он.

Несмотря на сильные гонения, грозящие не только арестом, но и гибелью за то, что прячут у себя монаха, многие считали большой радостью, когда в их доме жил старец. В народе он почитался сильным молитвенником, обладающим даром прозорливости, в котором убеждались многие, кто приходил к нему с вопросами и бедами. Говорили: «Что бы старец ни попросил в своей молитве - Господь слышал его».

С некоторого времени рядом с ним находились послушницы, которые ухаживали за ним, находили ему кров, готовили и убирали. Это были: нищая больная девица Фёкла, странница Паша и вдова Мария с дочерью Еленой. До встречи со схимонахом все они были необразованными и немощными в вере, но общение с ним сделало их духовно взрослыми, глубоко почитающими Бога людьми. Научились они и читать по-церковно-славянски Псалтирь и Священное Писание.

Иногда к старцу тайно приходили для беседы и за советом высокопоставленные лица, которые дивились его мудрости и рассудительности.

По описанию очевидцев, «старичок», как он называл сам себя, был красив, одевался в светлый подрясник, всегда выстиранный так, что казался совсем новым. Один глаз его был всегда прикрыт веком так, что многие считали - одного глаза у него не было. Однако на фотографии у него были открыты оба глаза. Как-то его спросили о причине, и он ответил: «На этот мир достаточно смотреть и одним глазом».

Ходил отец Илия быстро, опираясь на палочку. Многие молодые и здоровые люди должны были ускорять шаг, чтобы идти с ним в ногу. Нрава старец был доброго, незлобивого. К нему постоянно приходили люди, и никогда, даже будучи больным, он не отсылал никого без слова утешения и помощи. За духовной поддержкой к нему шел народ не только из Макеевки, но и из близлежащих городов.

Не будучи сам священного сана, схимонах принимал у себя священников из Киева и Москвы. Они причащали его, когда храмы были закрыты, привозили ему новые подрясники, книги.
Накопив богатый опыт, он по Промыслу Божию вернулся в свои родные места, чтобы стать духовным маяком для находящегося в растерянности в те тяжелые годы испытаний народа Божия. Многих он привёл к вере, обучил молитве, утешил, ободрил, наставил.

Любую помощь, которую он оказывал людям, отец Илия сопровождал призывом к живой вере в Бога и молитве. Сам он всегда говорил тем, кому помогал: «Это не старичок исцелил тебя, а Бог! Господа благодари! Молись Ему, благодари - и всё будет хорошо в твоей жизни!».

В тяжёлые военные годы старец стал духовной опорой для многих мятущихся душ. Когда мужчины уходили на фронт, верующие (а иногда и неверующие) шли за благословением к отцу Илии. Многим он говорил слова утешения, предсказывал грядущие события.
Одна макеевчанка рассказывала о своём дяде, как старец предсказал ему, что он останется жив. «Когда наш дядя уходил на фронт, - говорила она, - он пошёл к отцу
Илии чтобы благословил его человек Божий, на войну ведь идёт... Отец Илия ласково его принял, помолился Господу и благословил. Стал дядя Ваня прощаться и уходить, а старец вдруг ему и говорит: «А ты ложку взять не забыл?» «Что взять?» - удивлённо переспросил дядя. «Ложку не забыл? Возьми, возьми ложку, не забудь!» - несколько раз повторил отец Илия, что показалось дяде Ване просто шуткой. На фронте дядя Ваня был определён на полевую кухню и всю войну на этой самой кухне каши варил, так что ложка ему как раз очень пригодилась». «Господь будет хранить Макеевку до скончания века!» - святой Илия Макеевский (фото) - фото 1

В годы войны, когда кругом голод, холод, разруха и смерть, на людей нападал панический страх за свою жизнь, за жизнь детей. Многие пытались куда-то уехать, где, как им казалось, не так опасно. Решив бежать, макеевчане приходили к старцу за благословением. Но даже в самое отчаянное время схимник покидать город Макеевку не благословлял. Он говорил: «Не бойтесь, в Макеевке сильных боёв и разрушений не будет». «Как же не будет, когда немец в город пришёл?» - удивлялись люди. А схимонах отвечал: «Как пришёл - так и уйдёт, тихо, как прошлогодний снег».

И, действительно, в течение всей войны в городе не было ни сильных боевых действий, ни бомбёжек, ни крайнего голода, ни разрушений.

Ещё старец говорил: «Стихийных бедствий - землетрясений, пожаров, голода, ураганов и наводнений в Макеевке не будет».
Во время войны в начале каждого года схимонах Илия говорил духовным чадам, на какие фрукты и овощи в этом году будет урожай, благословлял одну семью сажать картошку, другую - лук, третью - фасоль, чеснок и т.д. А когда осенью действительно люди собирали обильный урожай, старец велел им меняться овощами, которых были излишки. Таким образом, семьи, которые жили под покровительством его молитв и боялись нарушить его благословение, жили как родные и никогда не голодали. Те же, кто не слушал совета старца и покидал город, наскитавшись, возвращались назад, сожалея о том, что не послушались старца.
Утешал он и скорбящих о потере близких. Некоторые из них получали от него чудесную помощь. Так, одна женщина, получив похоронку о гибели мужа, в глубокой скорби пришла к старцу Илие, о котором была много наслышана. Добрый старец выслушал её и сказал: «Ходи в Церковь, усердно молись, причащайся каждое воскресенье - вернётся твой муж!» Женщина послушалась и делала всё, как он велел. Через некоторое время она получила письмо от мужа, который оказался жив. Он писал, что был контужен, долго лежал без сознания, а потом его спасли местные жители.

После войны у старца наконец-то появился свой угол. В небольшом домике, средства на покупку которого ему собрали духовные чада, он прожил до самой своей кончины. Всё это время старец не переставал помогать людям, учить их православной вере.

В безбожные времена старец предсказал будущий расцвет православия в Макеевке, что казалось тогда почти невероятным после практически полного уничтожения храмов в городе. Известным пророчеством старца, сбывшимся спустя полвека после его кончины, стало строительство в центре Макеевки Свято-Георгиевского собора и храмов, число которых уже дошло до двадцати четырёх. «Господь будет хранить Макеевку до скончания века! Засияет она многими храмами! В самом главном, большом, златоглавом восстанет Троицкий храм (в центре города, взорван в 1932 году). Ходите в него: его Господь благословит, в нём будет благодать Божия!» - эти слова старца бережно хранились его духовными чадами и в точности сбылись к радости православных макеевчан.

В 1946 году в конце Великого поста, в Страстной Понедельник схимонах Илия сказал: «Ну вот, дорогие мои, скоро уже и Пасха. Только, рабы Божии, разговляться будете без старичка - меня уже не будет...» Он просил всех молиться о нём после кончины и даже сам составил «Акафист Сладчайшему Иисусу Христу о упокоении схимонаха Илии», несколько переработав акафист о единоумершем. В Страстную Среду 17 апреля 1946 года, в возрасте 109 лет схимонах Илия мирно преставился о Господе.

Хоронили схимонаха Илию в Великую Пятницу 19 апреля 1946 года. Проститься со старцем пришло множество людей. Несли кресты и хоругви. Шествие было такое, что люди с удивлением останавливались и спрашивали, кого это так хоронят? Погребён был схимонах Илия неподалёку от Старо-Рабочего городка в Макеевке. По благословению приснопамятного схиархимандрита Зосимы (Сокура), который глубоко почитал макеевского старца, были собраны свидетельства очевидцев и материалы о его жизни и чудесах, которые впоследствии вошли в книгу о нём «Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая».

Священным синодом Украинской Православной Церкви от 8-го мая 2012 года схимонах Илия (Ганжа) за подвижническую жизнь, труды, подвиги и чудеса, а также всенародное почитание, причислен к лику святых (день памяти - 17 апреля). 28-го мая 2012 года совершено обретение его честных мощей. Сегодня они покоятся в Свято-Георгиевском соборе.