«Мирные тезисы»: чем Минск-2 отличается от Минска-1

14 часов непрерывных переговоров Ангелы Меркель, Петра Порошенко, Владимира Путина и Франсуа Олланда в Минске принесли результат: члены контактной группы вчера подписали новое минское соглашениекоторое почти полностью, за исключением нескольких важных пунктов по реформе Конституции и границам, повторяет положения сентябрьских договоренностей в том же Минске. К миру, как известно, они так и не привели. Именно поэтому столь велик скепсис относительно реального примирения и на этот раз. «Вести» проанализировали все пункты соглашения «Минск-2».

1. Полное прекращение огня с 00:00 15 февраля. Такой же пункт, только без указания даты, был и в прошлых соглашениях. Как и в сентябре, слабым местом этой части соглашения является отсутствие реальной возможности контроля за прекращением огня. Безусловно, прописанный в следующем пункте отвод тяжелых вооружений, в случае его выполнения, снизит риски полноценных боевых действий, но сохранение подразделений даже со стрелковым вооружением в непосредственном противостоянии на разграничительной линии сохраняет очень большие риски возобновления боевых действий. Единственной серьезной гарантией перемирия могло бы стать введение миротворческих подразделений (к примеру, под эгидой того же ОБСЕ или ООН) на линию разграничения, с отводом от нее всех войск обеих сторон, но на данный момент такой договоренности нет. А значит, возможно, бои будут продолжаться. Может быть, с меньшей интенсивностью (как уже было в октябре–ноябре).

2. Отвод тяжелых вооружений обеими сторонами на расстояние от 25 до 70 км (в зависимости от типа вооружения): для украинских войск — от фактической линии соприкосновения, для войск ДНР/ЛНР — от линии 19 сентября. Он должен начаться в первый или второй день режима перемирия и завершиться в течение двух недель, то есть не позднее 1 марта.

По сравнению с меморандумом 19 сентября минимальная зона безопасности увеличивается с 30 до 50 км, что в случае выполнения сделает невозможным применение тяжелого оружия и сведет к минимуму жертвы среди мирного населения (если, конечно, не будет применяться авиация). Слабость этого пункта та же, что и в случае с п. 1. Впрочем, главный риск в том, что одна из сторон попытается воспользоваться отводом тяжелого вооружения, чтобы захватить новые территории противника. Например, в «демилитаризованной» зоне оказываются Донецк, Мариуполь, Макеевка, Горловка, Дебальцево (и вся территория вокруг него), Луганск, Счастье. Велик соблазн быстро захватить эти города, пока оттуда вывели артиллерию. Именно поэтому вероятность реализации данного пункта без ввода миротворцев крайне невелика.

3. Мониторинг режима прекращения огня со стороны ОБСЕ. Полное повторение сентябрьского пункта. Как показала практика, ОБСЕ не очень хорошо, мягко говоря, справляется с этой задачей.

4. Переговоры сторон о модальности (проще говоря, способе) проведения местных выборов на территориях ДНР/ЛНР по украинским законам и о введении в действие на этих территориях украинского закона об особом статусе Донбасса (был принят Радой в сентябре). Переговоры должны начаться в первый день после отвода тяжелого вооружения (то есть не позднее 2 марта). Кроме того, Верховная Рада не позднее 15 марта должна принять постановление, в котором будут перечислены все районы Донецкой и Луганской областей, на которые будет распространяться особый статус (речь пойдет о границах ДНР/ЛНР на 19 сентября).

Все это уже было прописано в сентябре либо в минских соглашениях, либо в законе об особом статусе Донбасса. Выполнить данный пункт можно, но только при условии выполнения предыдущих пунктов, однако его существенный минус в том, что хотя бы крайние сроки проведения выборов не прописаны. Лишь из контекста других пунктов можно понять, что речь идет о 2015 годе. Этот пункт носит компромиссный характер. С одной стороны, выборы будут проходить по украинским законам, с другой стороны, в них могут участвовать лидеры ЛНР/ДНР, чего Киеву изначально не хотелось. Более того, с ЛНР/ДНР должна согласовываться подготовка к выборам. То есть они будут на них влиять и, при сохранении контроля за территориями (а он будет сохранен, так как на них останутся вооруженные отряды сепаратистов), вполне могут на них победить.

К слову, права территорий с «особым статусом» в «Минске-2» почти повторяют положения уже принятого, но так и не введенного в действие закона — назначение прокуроров и судей только по согласованию с местной властью, создание особой «народной милиции», особый режим экономического сотрудничества с Россией, невозможность роспуска местных советов Верховной Радой, языковое самоопределение.

Принятие данного закона в сентябре прошлого года вызвало огромный скандал и обвинения Порошенко в предательстве (хотя в целом политические позиции президента тогда были намного прочнее, чем нынче). Что начнется сейчас, если президент все-таки решится ввести этот документ в действие, сложно даже представить.

5. Полное помилование и амнистия за участие в событиях на Донбассе. Закон об амнистии был принят парламентом в паре с законом об особом статусе согласно сентябрьским договоренностям, но по нему не давалась амнистия за тяжелые преступления (в том числе за убийство), что делало фактически невозможным амнистию участников вооруженных формирований. По сути, нужен новый закон или корректировка старого, но пойдет ли на это Верховная Рада нынешнего созыва — большой вопрос. Но в самом тексте нынешнего меморандума «Минск-2» ни о каких исключениях по амнистии речи не идет. Этот пункт один из ключевых — без полной амнистии и выборы, и конституционная реформа, и весь остальной «мирный процесс» будет под огромным вопросом.

6. Обмен заложниками и военнопленными по принципу «всех на всех», который нужно завершить не позднее 6 марта. «Минск-1» содержал почти аналогичный пункт, и этот процесс за последние месяцы был более-менее отработан. Так что с выполнением не должно возникнуть проблем — естественно, в случае действия режима перемирия.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи. Данный пункт, по идее, должен урегулировать вопрос «гуманитарных конвоев» из России, а также вопрос оказания помощи со стороны украинских государственных и частных лиц (вспомним недавние проблемы с пропуском конвоев Ахметова).

8. Определение способов восстановления экономических связей, возобновления выплат пенсий и других обязательств госбюджета. Для этого Украина восстанавливает свою банковскую систему на неподконтрольных территориях и, возможно, создается международный механизм для облегчения таких выплат.

В другом виде этот пункт был и в сентябре. Но и сейчас это очень абстрактно прописанная норма. Петр Порошенко уже заявил, что пенсии и другие соцвыплаты начнут перечислять только после местных выборов (сроки проведения которых не ясны). Хотя наличие фразы о «международном механизме» как бы намекает на возможность получения международной финансовой помощи для осуществления этих выплат (не исключено, что ее пообещали Франция, Германия и, быть может, Россия).

9. Восстановление контроля над границей со стороны Украины по согласованию с властями отдельных районов Донбасса (то есть с сепаратистами). Должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после выполнения всех остальных пунктов (в частности, о конституционной реформе) к концу 2015 года.

Этот пункт — один из немногих принципиально новых. Переход к Украине контроля над границей был предусмотрен и «Минском-1». Однако сейчас возврат контроля поставлен в прямую зависимость от выборов и завершения конституционной реформы. То есть не будет реформы, не будет контроля над границей. Это важное дополнение, которое ставит Киев перед выбором — либо выполнять пожелание Москвы и сепаратистов о новой Конституции, либо смириться с тем, что через границу в любой момент могут быть переброшены войска и оружие, а значит, украинский суверенитет над «отдельными территориями» так и не будет восстановлен даже формально.

10. Вывод всех иностранных войск и наемников с территории Украины под контролем ОБСЕ, а также разоружение всех незаконных групп.

Видоизмененный пункт из «Минска-1», в который добавили «иностранные войска». На самом деле пункт почти бессмыслен. Россия не признает, что у нее есть войска в Донбассе. «Незаконных групп» тоже не будет: Украина уже легализовала почти все свои добровольческие батальоны (кроме, кстати, «Правого сектора»), а войска сепаратистов будут легализованы как «народная милиция» согласно закону об особом статусе Донбасса. Вывести получится разве что российских граждан, которые воюют за ДНР/ЛНР — да и то в случае, если ОБСЕ сможет провести проверку паспортов в «народной милиции».

11. Конституционная реформа в Украине, которая должна вступить в силу к концу 2015 года и которая предусматривает децентрализацию с учетом «особого статуса» отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Самый главный новый пункт, который появился в «Минске-2». Теоретически у Верховной Рады еще достаточно времени, чтобы провести такую реформу не то что к декабрю, но и к середине сентября. На практике же нереально представить нынешний парламент, голосующий за принятие конституционной реформы, которая легализует ДНР/ЛНР и делится полномочиями центральной власти с другими регионами. Можно, конечно, принять косметические изменения в Конституцию, которые ничего на практике не поменяют, но тогда их не признают сепаратисты на востоке (а значит, и не вернут Киеву контроль над границей), да и мирные украинские области могут не понять — почему мятежникам из Донбасса утвердили «особые права» специальным законом, а им никаких новых полномочий не дают. В общем и целом, этот пункт ключевой. От его выполнения (или не выполнения) и зависит в стратегическом плане — станет ли «Минск-2» началом реального процесса примирения или нет.

Теперь вопрос, насколько хватит совести у политиков увеличивать количество жертв.

«Мирные тезисы»: чем Минск-2 отличается от Минска-1 (фото) - фото 1
Минск переговоры тезисы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
536 просмотров в декабре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Политика
Кабинет министров разработал план действий и определил главные приоритеты правительства на 2019 год. Первым приоритетом на 2019 год определен экономический рост. Так, для улучшения бизнес-климата планируется проведение ежеквартальных дерегуляционных заседаний правительства, введение единых счетов для упрощения уплаты налогов, установка таможенных сканеров на границе, запуск веб-портала "Единое окно" для таможенного оформления товаров. В сфере управления го...
Бизнес
18 декабря котировки гривни к доллару на открытии межбанка установились на уровне 27,87 - 27,90 гривни за доллар. На 11:05 средние курсы валют на межбанке были следующими: Доллар США - 27,82 - 27,85 гривни; Евро - 31,63 - 31,66 гривни; Российский рубль - 0,4165 - 0,4174 гривни. Напомним, Национальный банк снизил официальный курс гривни к доллару на 5 копеек, установив его на 18 декабря на уровне 27,88 гривни. 17 декабря котировки гривни к доллару на закрыт...
Общество
На погашение и обслуживание внешнего и внутреннего долгов в бюджете Украины на 2019 год предусмотрено 417 миллиардов гривен. Об этом рассказал заместитель министра финансов Сергей Верланов, сообщает пресс-служба Минфина. "2019 год — год крупнейшего вызова в истории Украины в финансировании внешнего и внутреннего долгов. На их погашение и обслуживание в бюджете Украины на 2019 год предусмотрено 417 миллиардов гривен. Это почти треть бюджета. Эти долги созда...
Общество
Так называемый "заместитель командующего оперативным командованием" оккупированных районов Донецкой области  Эдуард Басурин заявил, что на Донбассе все воинские части боевиков переведены в полную боевую готовность. По его словам, это якобы связано с "угрозой наступательных действий со стороны Вооруженных сил Украины". Отмечается, что на данный момент подразделения донецких боевиков доукомплектованы на 100% личным составом, обеспечены необходимым вооружение...
Общество
На следующей неделе в Украине будут доминировать морозы и сухая погода, лишь в западных областях будет периодически выпадать снег. Об этом сообщает синоптик Наталья Диденко. "Общая тенденция идет к прекращению осадков и понижению температуры воздуха. У атмосферы все по графику – сначала снег, потом закрепление снежных уроков морозом. Уже в ближайшее время ночью в Украине -2-8 градусов, днем ​​-1-4 градуса", – пишет Диденко. По ее данным, в Киеве 14-15 дека...
Общество
Рекордный за все годы независимости Украины урожай обеспечил поступление валютной выручки от экспорта агропродукции, которое укрепило гривню. Об этом заявил заместитель председателя НБУ Олег Чурий на брифинге 13 декабря. По его словам, укреплению гривни с начала 2018 года примерно на 1% способствовали жесткая монетарная политика, сдержанная фискальная политика и экспорт агропродукции. "Ситуация с урожаем, который мы собираем в этом году - мы имеем рекордны...
Общество
"Мирное население на востоке Украины продолжает страдать после четырех лет конфликта. ЕС продолжает свою поддержку нуждающихся, где бы они ни были. Это наш гуманитарный и моральный долг. Новое финансирование позволит нам обеспечить помощью неконтролируемые правительством районы, где гуманитарная ситуация по-прежнему очень сложная", - заявил еврокомиссар по вопросам гуманитарной помощи и кризисного менеджмента Христос Стилианидес. Финансирование направлено...
Общество
C 1 марта 2019 года перерасчет пенсий будет происходить автоматически. Об этом сообщил вице-премьер-министр Павел Розенко, передает пресс-служба Кабинета министров. "1 марта 2019  года состоится следующий этап повышения пенсий. И в дальнейшем уже ежегодно, каждое 1 марта следующего года осовременивание пенсий будет производиться автоматически", - сказал Розенко, добавив, что размер повышения составит от 17% до 40%. Он также напомнил, что 1 января 2019 года...
Общество
Участники правительственной программы энергосбережения "теплые кредиты" экономят на коммунальных счетах от 20% до 50% и даже больше. Об этом заявил председатель Госэнергоэффективности Сергей Савчук, сообщает пресс-служба ведомства. "Более 500 тыс. семей-участников программы "теплых кредитов", а это фактически население целой области страны, уже утеплили дома и экономят на коммунальных счетах от 20% до 50% и даже больше", - цитирует Савчука пресс-служба. Кр...