«Мирные тезисы»: чем Минск-2 отличается от Минска-1

14 часов непрерывных переговоров Ангелы Меркель, Петра Порошенко, Владимира Путина и Франсуа Олланда в Минске принесли результат: члены контактной группы вчера подписали новое минское соглашениекоторое почти полностью, за исключением нескольких важных пунктов по реформе Конституции и границам, повторяет положения сентябрьских договоренностей в том же Минске. К миру, как известно, они так и не привели. Именно поэтому столь велик скепсис относительно реального примирения и на этот раз. «Вести» проанализировали все пункты соглашения «Минск-2».

1. Полное прекращение огня с 00:00 15 февраля. Такой же пункт, только без указания даты, был и в прошлых соглашениях. Как и в сентябре, слабым местом этой части соглашения является отсутствие реальной возможности контроля за прекращением огня. Безусловно, прописанный в следующем пункте отвод тяжелых вооружений, в случае его выполнения, снизит риски полноценных боевых действий, но сохранение подразделений даже со стрелковым вооружением в непосредственном противостоянии на разграничительной линии сохраняет очень большие риски возобновления боевых действий. Единственной серьезной гарантией перемирия могло бы стать введение миротворческих подразделений (к примеру, под эгидой того же ОБСЕ или ООН) на линию разграничения, с отводом от нее всех войск обеих сторон, но на данный момент такой договоренности нет. А значит, возможно, бои будут продолжаться. Может быть, с меньшей интенсивностью (как уже было в октябре–ноябре).

2. Отвод тяжелых вооружений обеими сторонами на расстояние от 25 до 70 км (в зависимости от типа вооружения): для украинских войск — от фактической линии соприкосновения, для войск ДНР/ЛНР — от линии 19 сентября. Он должен начаться в первый или второй день режима перемирия и завершиться в течение двух недель, то есть не позднее 1 марта.

По сравнению с меморандумом 19 сентября минимальная зона безопасности увеличивается с 30 до 50 км, что в случае выполнения сделает невозможным применение тяжелого оружия и сведет к минимуму жертвы среди мирного населения (если, конечно, не будет применяться авиация). Слабость этого пункта та же, что и в случае с п. 1. Впрочем, главный риск в том, что одна из сторон попытается воспользоваться отводом тяжелого вооружения, чтобы захватить новые территории противника. Например, в «демилитаризованной» зоне оказываются Донецк, Мариуполь, Макеевка, Горловка, Дебальцево (и вся территория вокруг него), Луганск, Счастье. Велик соблазн быстро захватить эти города, пока оттуда вывели артиллерию. Именно поэтому вероятность реализации данного пункта без ввода миротворцев крайне невелика.

3. Мониторинг режима прекращения огня со стороны ОБСЕ. Полное повторение сентябрьского пункта. Как показала практика, ОБСЕ не очень хорошо, мягко говоря, справляется с этой задачей.

4. Переговоры сторон о модальности (проще говоря, способе) проведения местных выборов на территориях ДНР/ЛНР по украинским законам и о введении в действие на этих территориях украинского закона об особом статусе Донбасса (был принят Радой в сентябре). Переговоры должны начаться в первый день после отвода тяжелого вооружения (то есть не позднее 2 марта). Кроме того, Верховная Рада не позднее 15 марта должна принять постановление, в котором будут перечислены все районы Донецкой и Луганской областей, на которые будет распространяться особый статус (речь пойдет о границах ДНР/ЛНР на 19 сентября).

Все это уже было прописано в сентябре либо в минских соглашениях, либо в законе об особом статусе Донбасса. Выполнить данный пункт можно, но только при условии выполнения предыдущих пунктов, однако его существенный минус в том, что хотя бы крайние сроки проведения выборов не прописаны. Лишь из контекста других пунктов можно понять, что речь идет о 2015 годе. Этот пункт носит компромиссный характер. С одной стороны, выборы будут проходить по украинским законам, с другой стороны, в них могут участвовать лидеры ЛНР/ДНР, чего Киеву изначально не хотелось. Более того, с ЛНР/ДНР должна согласовываться подготовка к выборам. То есть они будут на них влиять и, при сохранении контроля за территориями (а он будет сохранен, так как на них останутся вооруженные отряды сепаратистов), вполне могут на них победить.

К слову, права территорий с «особым статусом» в «Минске-2» почти повторяют положения уже принятого, но так и не введенного в действие закона — назначение прокуроров и судей только по согласованию с местной властью, создание особой «народной милиции», особый режим экономического сотрудничества с Россией, невозможность роспуска местных советов Верховной Радой, языковое самоопределение.

Принятие данного закона в сентябре прошлого года вызвало огромный скандал и обвинения Порошенко в предательстве (хотя в целом политические позиции президента тогда были намного прочнее, чем нынче). Что начнется сейчас, если президент все-таки решится ввести этот документ в действие, сложно даже представить.

5. Полное помилование и амнистия за участие в событиях на Донбассе. Закон об амнистии был принят парламентом в паре с законом об особом статусе согласно сентябрьским договоренностям, но по нему не давалась амнистия за тяжелые преступления (в том числе за убийство), что делало фактически невозможным амнистию участников вооруженных формирований. По сути, нужен новый закон или корректировка старого, но пойдет ли на это Верховная Рада нынешнего созыва — большой вопрос. Но в самом тексте нынешнего меморандума «Минск-2» ни о каких исключениях по амнистии речи не идет. Этот пункт один из ключевых — без полной амнистии и выборы, и конституционная реформа, и весь остальной «мирный процесс» будет под огромным вопросом.

6. Обмен заложниками и военнопленными по принципу «всех на всех», который нужно завершить не позднее 6 марта. «Минск-1» содержал почти аналогичный пункт, и этот процесс за последние месяцы был более-менее отработан. Так что с выполнением не должно возникнуть проблем — естественно, в случае действия режима перемирия.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи. Данный пункт, по идее, должен урегулировать вопрос «гуманитарных конвоев» из России, а также вопрос оказания помощи со стороны украинских государственных и частных лиц (вспомним недавние проблемы с пропуском конвоев Ахметова).

8. Определение способов восстановления экономических связей, возобновления выплат пенсий и других обязательств госбюджета. Для этого Украина восстанавливает свою банковскую систему на неподконтрольных территориях и, возможно, создается международный механизм для облегчения таких выплат.

В другом виде этот пункт был и в сентябре. Но и сейчас это очень абстрактно прописанная норма. Петр Порошенко уже заявил, что пенсии и другие соцвыплаты начнут перечислять только после местных выборов (сроки проведения которых не ясны). Хотя наличие фразы о «международном механизме» как бы намекает на возможность получения международной финансовой помощи для осуществления этих выплат (не исключено, что ее пообещали Франция, Германия и, быть может, Россия).

9. Восстановление контроля над границей со стороны Украины по согласованию с властями отдельных районов Донбасса (то есть с сепаратистами). Должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после выполнения всех остальных пунктов (в частности, о конституционной реформе) к концу 2015 года.

Этот пункт — один из немногих принципиально новых. Переход к Украине контроля над границей был предусмотрен и «Минском-1». Однако сейчас возврат контроля поставлен в прямую зависимость от выборов и завершения конституционной реформы. То есть не будет реформы, не будет контроля над границей. Это важное дополнение, которое ставит Киев перед выбором — либо выполнять пожелание Москвы и сепаратистов о новой Конституции, либо смириться с тем, что через границу в любой момент могут быть переброшены войска и оружие, а значит, украинский суверенитет над «отдельными территориями» так и не будет восстановлен даже формально.

10. Вывод всех иностранных войск и наемников с территории Украины под контролем ОБСЕ, а также разоружение всех незаконных групп.

Видоизмененный пункт из «Минска-1», в который добавили «иностранные войска». На самом деле пункт почти бессмыслен. Россия не признает, что у нее есть войска в Донбассе. «Незаконных групп» тоже не будет: Украина уже легализовала почти все свои добровольческие батальоны (кроме, кстати, «Правого сектора»), а войска сепаратистов будут легализованы как «народная милиция» согласно закону об особом статусе Донбасса. Вывести получится разве что российских граждан, которые воюют за ДНР/ЛНР — да и то в случае, если ОБСЕ сможет провести проверку паспортов в «народной милиции».

11. Конституционная реформа в Украине, которая должна вступить в силу к концу 2015 года и которая предусматривает децентрализацию с учетом «особого статуса» отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Самый главный новый пункт, который появился в «Минске-2». Теоретически у Верховной Рады еще достаточно времени, чтобы провести такую реформу не то что к декабрю, но и к середине сентября. На практике же нереально представить нынешний парламент, голосующий за принятие конституционной реформы, которая легализует ДНР/ЛНР и делится полномочиями центральной власти с другими регионами. Можно, конечно, принять косметические изменения в Конституцию, которые ничего на практике не поменяют, но тогда их не признают сепаратисты на востоке (а значит, и не вернут Киеву контроль над границей), да и мирные украинские области могут не понять — почему мятежникам из Донбасса утвердили «особые права» специальным законом, а им никаких новых полномочий не дают. В общем и целом, этот пункт ключевой. От его выполнения (или не выполнения) и зависит в стратегическом плане — станет ли «Минск-2» началом реального процесса примирения или нет.

Теперь вопрос, насколько хватит совести у политиков увеличивать количество жертв.

«Мирные тезисы»: чем Минск-2 отличается от Минска-1 (фото) - фото 1
Минск переговоры тезисы
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
535 просмотров в октябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Общество
В пятницу, 19 октября, украинцев еще потешит теплая и солнечная погода, а уже на выходных в половине областей похолодает и задождит. 19 октября синоптики прогнозируют от +5-8 ночью до +18-20 градусов днем, без осадков.  20 октября температура воздуха днем ​​опустится до +13-15 на западе и севере, до +17-19 на востоке и юге, днем ​​по всей территории облачно, без осадков.  21 октября на западе, севере и востоке страны пройдут дожди, в центре и на юге будет...
Общество
Законопроект "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" был разработан Офисом реформирования административных услуг. "Сейчас процедура заставляет каждого гражданина доказывать государству свое право проживания в квартире и собирать ряд справок и подтверждений. Реформа предусматривает введение принципа, согласно которому лицу достаточно сообщить о своем месте проживания с помощью одного заявления", - пояснил первый заместитель ми...
Бизнес
Представители бизнеса ожидают, что среднее значение обменного курса через 12 месяцев составит 29,6 гривни за доллар. Об этом свидетельствуют результаты ежеквартального опроса руководителей предприятий, проведенного Национальным банком в третьем квартале 2018 года. Бизнес ухудшил девальвационные ожидания на фоне сохранения положительных оценок относительно финансово-экономического состояния своих предприятий в ближайшие 12 месяцев. В частности, по данным оп...
Общество
Об этом свидетельствуют данные ежедневного ценового мониторинга "Консалтинговой группы А-95", передает enkorr. В частности, на станциях SOCAR бензины подешевели на 40 коп. за литр: А-92 — до 34,09 гривень за литр, А-95 — до 35,09 гривень за литр, А-95+ — до 36,09 гривень за литр. Цена на ДТ осталась на уровне 33,49 гривень за литр. На 30 коп. за литр цены на бензины снизились на АЗК Glusco: А-92 — до 32,95 гривень за литр, А-95 — до 33,95 гривень за литр,...
Общество
В период с 12 по 16 октября сети WOG и ОККО снизили цены на бензины на 50 копеек за литр. Об этом свидетельствуют данные ежедневного ценового мониторинга "Консалтинговой группы А-95", сообщает enkorr. В частности, на станциях ОККО и WOG цена бензина А-92 понизилась до 33,99 грн/л, А-95 — до 34,99 грн/л, А-95+ — до 35,99 грн/л. Цена на ДТ осталась на уровне 33,49 грн/л. В то же время, "Овис", Marshal, ZOG, "Катрал" и "Азовнефтепродукт" повысили стоимость на...
Общество
В 2017 году уровень потребления рыбы и рыбных продуктов достиг 10,8 кг на человека. Это на 12,5% больше, чем в 2016 году - 9,6 кг. Среди регионов больше всего рыбы и рыбных продуктов потребляли в Киевской (15,1 кг на одного человека), Одесской (14,7 кг), Житомирской (14,3 кг), Винницкой (13,3 кг) и Черкасской (13,1 кг ) областях. Меньше всего - в Закарпатской (7,1 кг на одного человека), Ивано-Франковской (7,3 кг), Луганской (7,3 кг) и Черновицкой (7,8 кг)...
Бизнес
Винницкая область возглавила рейтинг "Regional Doing Business 2018" по легкости ведения предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствуют результаты рейтинга "Regional Doing Business. 2018", составленного Офисом эффективного регулирования BRDO и Союзом украинских предпринимателей, пишет "Немецкая волна". Также в тройке лидеров оказались Ивано-Франковска и Житомирская области. "Винничина имеет наибольший балл в общем зачете, Житомирщина - по компоне...
Общество
Спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер уже несколько недель обсуждает с помощником президента России Владимира Путина Владиславом Сурковым возможность введения миротворцев ООН на территорию оккупированного Донбасса. Волкер считает возможной и реалистичной идею введения миротворцев на Донбасс. "Я общался с господином Сурковым по этому поводу в последние несколько недель. Я считаю, что это самый практичный способ облегчить реализацию Минских догов...
Общество
Президент Петр Порошенко подписал закон, который гарантирует обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин при прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях. Об этом сообщает пресс-служба главы государства. Отмечается, что документ позволит повысить уровень правовой защиты военнослужащих-женщин, будет способствовать увеличению количества женщин на военной службе и на высших военных должностях. В частности, з...