Александр Лебедь: «Мусорного коллапса в Макеевке не будет»

КП «Коммунтранс», отвечающее за вывоз мусора в нашем городе, никогда не ходило в фаворитах у потребителей по уровню оплаты предоставляемых услуг, несмотря на копеечный, по сути, тариф. Но в этом году был период, когда коммунальное предприятие реально находилось на грани закрытия. Как удалось удержать ситуацию на плаву и каково сегодня положение дел на предприятии – в интервью с его директором Александром Лебедем.  

- Александр Николаевич, какую проблему вы назвали бы самой серьезной для вашего предприятия?

- Конечно, проблему оплаты услуг по вывозу мусора. У людей нет денег, кроме того, не работают банки. Мы стараемся решить ситуацию, создаем выездные кассы, выезжаем на предприятия. Дополнительно приобрели еще 5 кассовых аппаратов, и на данный момент оплата наших услуг принимается во всех районах города, всего задействовано 11 кассовых аппаратов. Александр  Лебедь: «Мусорного коллапса в Макеевке не будет» (фото) - фото 1

Естественно, не все гладко. Вот сегодня приехали на одно из предприятий, а кассира, мягко говоря, попросили. Причина проста: коллектив уходит в бесплатный отпуск, людям платить нечем. А вчера даже очереди стояли в наши кассы, многие макеевчане зарплату получали. В целом, уровень платежей невысокий, в день собираем от 30 до 50 тысяч гривен. Для сравнения, в начале года процент оплаты был около 90, в июле – 76, в августе, самом тяжелом месяце, – 17, в сентябре - 34, в октябре – 60. Однако в ноябре процент снизился до 40, и это связано с тем, что перестали работать банки. С другой стороны, если раньше мы получали 80% оплаты через банки, а 20% через кассы, то сегодня 40 % оплаты через кассы – это хороший результат. В декабре ожидаем получить не менее 50%.

- Куда идут полученные средства?

- В первую, очередь на выплату заработной платы. Стараемся, прежде всего, поддержать людей, хотя месяц задолженности по зарплате покрыть пока не удается. Конечно, при таком уровне оплаты услуг, речь не идет о развитии предприятия. На сегодня городу не хватает 500 контейнеров,  треть существующих контейнеров находится в неприглядном виде, ремонтировать их нет возможности, То, что отремонтировали весной – с тем и работаем. Подвариваем, чтоб не развалились. К сожалению, нерадивые макеевчане иногда доставляют нам множество проблем: грузят в контейнеры кирпичи и стекла. Правда, сейчас строительного мусора стало меньше, но когда чистили подвалы и разбирали завалы после обстрелов, все бросали в контейнеры. В результате, у нас выходили из строя машины, ломались манипуляторы. Нашим работником приходилось грузить мусор вручную, чтобы не ломать оборудование.

- Как справляетесь с ситуацией, на чем экономите?

- Мы сократили график работы, не хватает средств на топливо. Раньше мы каждый день убирали, сегодня 3 раза в неделю. Случается, что площадки из-за наших «выходных» просто оказываются засыпанными мусором, но ничего, разгребаем, вывозим. Это все поправимо, как только нас финансово поддержат, мы вернемся к привычному графику. Есть надежда, что в январе заработают  банки, значит, нам надо продержаться до конца года.

 Конечно, есть проблемы и с подрядчиками, «Коммунтранс» должен практически всем большие суммы, особенно за топливо, но с партнерами находим понимание, отрабатываем новые схемы сотрудничества. Нам даже предложили до стабилизации ситуации заморозить долги.

Не сократили ли вы коллектив?

- Пришлось отправить в бесплатный отпуск контролеров, которые раньше заключали договоры с населением на предоставление услуг и составляли протоколы на невыполнение условий оплаты. Из-за этого есть определенный пробел в нашей работе, с контролем пока никак, но как можно сегодня грозить санкциями людям, которые живут в тяжелейших условиях, практически не получая пенсий и зарплат? В вопросах оплаты наших услуг надеемся только на понимание горожан.

Насколько сегодня экономически обоснованным является существующий тариф на вывоз мусора?

-  Когда в начале 2014 года начали расти цены, топливо подорожало по сравнению с 2011 годом почти на 200 %, а запчасти и того больше, тариф наш не выдерживал никакой критики, к началу июня дыра в нашем бюджете достигла 1 млн. грн. Мы подготовили новые обоснования, и летом тариф должны были пересмотреть. Для этого нужно было ехать в Киев на согласование, но известные события изменили планы.

Практически мы стояли перед выбором: поднимать тариф в два раза или останавливать работу предприятия. Но, как ни странно, ситуацию решило новое временное законодательство, по которому мы сейчас платим налоги:  отменен  налог на добавленную стоимость, соцвыплаты сегодня составляют 13 %, а не 37 %, как было. Мы сбалансировали свои затраты, это позволило нам выжить и работать, не поднимая тарифов даже при таком низком уровне оплаты услуг.  А при нормальной оплате мы могли бы не просто оставить  прежний тариф, но и развиваться, ремонтировать машины, что-то приобретать.

Хочу сказать, что за 16 лет своей работы я не помню времени, когда существующий тариф был экономически обоснованным, и отрасль могла жить счастливо. На согласование тарифов, с учетом огромного количества согласователей (антимонопольный комитет, управление по ценообразованию и т.д.) уходило 3-4 месяца. За это время подорожание происходило по всем статьям, и в итоге новый тариф уже оказывался устаревшим.

- Получали ли вы помощь от Центра восстановления Донбасса?

- Пока нет. На днях мы дали заявки в УЖКХ на поставку  ГСМ, нам пообещали, что, может быть, будет металл для изготовления контейнеров. Если бы металл дали, то одна из исправительных колоний города могла бы в счет погашения долга за вывоз мусора изготовить для нас новые контейнеры.

- Наверное, вы по объему вывезенного мусора можете с легкостью подсчитать, насколько много людей уехало из Макеевки?

- Можно подсчитать. Зимой-весной мы вывозили в среднем 50 тыс. кубов в месяц, в июне - 48, в июле - 43, в августе  - 34. Это был саамы пиковый месяц отъездов, уехала где-то треть макеевчан. В сентябре отходов было уже 37 тыс. кубометров, в октябре 43, а в ноябре под 50. Люди возвращаются домой.

Жизнь продолжается, давайте поговорим о будущем. Насколько далека от нас перспектива раздельного сбора мусора?

- Это совершенно не сложно сделать. У нас уже была программа по созданию сортировочной линии на полигоне твердых бытовых отходов, планировалось поставить контейнеры для раздельного мусора в микрорайонах – на начальном этапе. Я думаю, что эта тема не забыта, и придет время, когда мы к ней еще вернемся.

- В период, когда была самая низкая оплата вывоза мусора, звучали самые пессимистичные прогнозы: Макеевку ждет мусорный коллапс, город утонет в мусоре. Что бы вы ответили на такой прогноз?

- Я не пессимист, но могу профессионально утверждать, что если мы перестанем вывозить мусор, Макеевка это почувствует сразу. Чтобы люди понимали: мы вывозим в день 1,5-2 тыс. кубов отходов, это 30 с лишним железнодорожных вагонов. Поэтому нельзя останавливать работу нашего предприятия ни на день. А что до перспективы коллапса, то мы для того и трудимся, чтобы он не произошел.

 - Как бы вы сегодня могли оценить работу вашего коллектива?

- Я могу сказать только самые добрые слова в адрес людей, которые работают в «Коммунтрансе». Хотел бы отметить наших водителей, грузчиков, которые выезжали на уборку даже во время боевых действий. Мы не вывозили мусор некоторое время только в поселках Криничная и Коммунар, когда там рвались снаряды. А люди наши – настоящие молодцы, ко всему относятся с выдержкой и с юмором: только что в его машину осколки летели, стекла в контейнеры сыпались прямо из разбитых окон, а водитель дело свое сделал, а потом с товарищем происшествие обсуждает и смеется!

Люди у нас вообще очень понимающие, это и потребителей касается. Макеевчане сейчас мало жалуются, зато пишут много писем с просьбой поощрить наших сотрудников за отличную работу. Со своей стороны я хотел бы поблагодарить горожан за то, что в это трудное время они находят возможность экономить и оплачивать услуги предприятия «Коммунтранс», заботясь о чистоте и благополучии нашего дома.