На Макеевском коксохимическом заводе открыли памятник «Запорожцу»

В Макеевке, на ЧАО «Макеевкокс», установили памятник «Запорожцу». К слову, это уже не первый памятник транспортным средствам на территории завода.Три года назад на территории автотранспортного цеха был установлен памятник автомобилю-работяге, «ЗИЛу – 585», (его здесь любя называют «Захар»), который за свою недолгую жизнь прошел 540 000 километров и перевез без малого миллион тонн груза.

В эксплуатации на «Макеевкоксе» такие машины были с 1958-го по 1986-й год. На смену им пришли более новые, более мощные, но благодарность осталась. И подняли работягу на пьедестал. Не условный, а самый настоящий.
«А теперь «горбатый»!» То есть «ЗАЗ- 965». И не простой, а золотой.
— В машине все оригинальное, все родное, все свое, — с гордостью за проделанный труд рассказывает начальник автотранспортного цеха Николай Неустроев. — Ребята, слесари, сварщики, водители в свободное от работы время реставрировали, ремонтировали, восстанавливали, красили. Машина — не муляж, на ходу.

— Памятник не просто принесли и поставили, на нем приехали, — рассказывает директор по корпоративной культуре завода Оксана Виткова. — Устанавливая такие памятники, мы пишем очередную страницу истории завода, свидетельствуем делами: люди у нас в коллективе работают творческие, небезразличные.

Открытие памятника «Запорожцу» — народному автомобилю, заводчане приурочили к одному из почитаемых на предприятии профессиональных праздников – Дню автомобилиста. Участником этого события, без преувеличения, стал весь коллектив завода.

– Несмотря на сложные обстоятельства сегодняшней жизни, наш коллектив идёт вперёд, а духовность является обязательной составляющей жизни нашего предприятия. Открывшийся постамент-памятник самому народному автомобилю – символ нашей истории и развития отечественного автомобилестроения.

— Что будет следующим? — спрашиваем мы у начальника транспортного цеха завода Николая Неустроева без всякого подвоха.

И он нам очень искренне отвечает:

— Хотелось бы вознести на пьедестал серьезный механизм. Трудягу-бульдозер, например. Подумаем, как это правильно сделать.

Из досье

У этого «Запорожца» было много имён: от «горбатый» до ласковых «кругленький» и «чебурашка». Он был необычен буквально во всём: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным двигателем воздушного охлаждения.

 Да, в ту пору для многих семей Советского Союза именно неказистый «Запорожец» стал первым автомобилем.

Самый первый «Запорожец» должен был называться «Москвичом». Его спроектировали во второй половине 50-х годов прошлого века конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей.

Однако советское правительство решило развивать автопром на Украине, потому производство новой модели было организовано в Запорожье на заводе «Коммунар».

Впервые «ЗАЗ-965» вышел на люди в Запорожье в 1960 году на первомайской демонстрации. 

В чём же была привлекательность этого автомобиля? Во-первых, его можно было легко отремонтировать даже в походных условиях: двигатель могли снять два взрослых человека, а лобовое стекло при возникшей необходимости можно было поменять с задним, поскольку они были идентичны. Во-вторых, автомобилестроители на этот раз позаботились о согражданах-инвалидах, имеющих проблемы с конечностями. В-третьих, на момент выпуска «Запорожец» стоил приблизительно двадцать средних зарплат. Ко всему прочему, «ЗАЗ-968М» продержался на конвейере рекордные 15 лет и был снят с производства только в 1994 году.